Постановка цели по СМАРТ - пошаговая инструкция

Цели по СМАРТ (Smart) - пошаговая инструкция

Повесьте у себя в офисе на каждом углу картинку постановки цели по СМАРТ, чтобы позднее можно было просить сотрудников приходить на совещание с готовыми предложениями. Так вы сэкономите время на образовательном процессе. 

Технология SMART постановки целей давно широко используется в управлении проектами. 

Первое ее упоминание датируется 1965 годом в работе известного специалиста по мотивации Пола Дж. Мейера. Это уникальная в своем роде методика, позволяющая практически полностью гарантировать достижение необходимого результата. Постановка целей по методике SMART используется в интернет-маркетинге и в частности при разработке маркетинговой интернет-стратегии. 

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

  1. Specific: Определенный, конкретный.
    • Цель по SMART должна быть конкретной, то есть нужно точно знать, что вы хотите достичь. Какой конкретный результат вы ожидаете? Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы: Какой результат я хочу достичь, когда достигну цель и почему? Кто вовлечен в выполнение цели? Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели? Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей. 
  2. Measurable: Измеримый, исчисляемый.
    • Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо ответить на вопросы: когда будет считаться, что цель достигнута? Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута? Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой? 
  3. Achievable or Attainable: Достижимый 
    • Цели по SMART должны быть достижимы. Не нужно ставить цель "Долететь до Луны", если в перспективе вы не планируете покупать пилотируемый космический аппарат. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений. Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели. 
  4. Relevant: Значимый, релевантный, существенный.
    • Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании. 
  5. Time bound: Ограниченный во времени 
    • Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки. 
Примеры SMART целей Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании: Направление задачи Пример цели по SMART Увеличение продаж Увеличить продажи бренда А на территории России к концу года на 25% Продвижение товара Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. Увеличение дистрибуции Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2020 года.

Примеры SMART целей:
УВЕЛИЧИТЬ ТРАФИК ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ НА 10% ЗА ДВА МЕСЯЦА


УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО НОВЫХ КЛИЕНТСКИХ ОТЗЫВОВ НА 30% ЗА ГОД


УВЕЛИЧИТЬ ДОЛЮ РЫНКА НА 15% К КОНЦУ ГОДА


ВНЕДРИТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС В ТЕЧЕНИЕ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ


ПРОВЕСТИ ПЯТЬ ВЕБИНАРОВ ПО ОБУЧЕНИЮ КЛИЕНТОВ ЗА КВАРТАЛ


ПРИВЛЕЧЬ ТРИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ПАРТНЁРА ПО СОВМЕСТНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ В АПРЕЛЕ


Остались вопросы, задайте их мне.